СТАТЬЯ МАКСИМА БОРОВИКОВА
"Пора ли российским фитнес-клубам опасаться онлайн-фитнеса?"
Максим Боровиков
Ассоциация операторов фитнес-индустрии попросила Максима Боровикова - первого аналитика, который занялся исследованиями в фитнес-отрасли, изложить свой взгляд на вопрос онлайн-фитнеса.

Что говорят исследования, пора ли офлайну паниковать? Действительно ли онлайн-фитнес убьет фитнес-бизнес в привычном его понимании? Об этом, опираясь на исследования РБК, Максим Боровиков рассказал в статье.

В последний год на российском рынке фитнес-услуг всерьез задумались о том, что онлайн-фитнес способен негативно повлиять на офлайн-бизнес: привести к оттоку клиентов из клубов и студий, а также сократить количество персональных тренировок среди клиентов, продолжающих посещать офлайн фитнес. Аналитики РБК Исследования рынков изучили рынок онлайн фитнеса и пришли к выводу, что классическим клубам и студиям пока нечего бояться.

В ходе интервьюирования представителей офлайн фитнес-индустрии были выявлены основные опасения, касающиеся онлайн-фитнеса: большая аудитория (существенно превышающая аудиторию офлайн фитнеса), активный рост аудитории у блогеров-инфлюенсеров, которые продают свои программы, а также быстрый рост доходов на рынке онлайн-фитнеса. Выяснилось, что часть опасений оказались беспочвенными, а другая часть – вполне приемлемыми, чтобы мирно сосуществовать и развивать фитнес вместе.
Аудитория онлайн-фитнеса выше офлайна
Действительно, количество россиян, имеющих хотя бы одно фитнес-приложение велико – по опросам и анализу РБК около 21 млн человек – почти в 5 раз больше, чем клиентов фитнес-клубов по всей стране. Однако даже если взглянуть на структуру скачиваемых приложений, ситуация перестает выглядеть столь угрожающей для рынка фитнес-услуг. Значительную часть фитнес-приложений, используемых россиянами, составляют шагомеры – больше половины от 21 млн человек в России используют только эти фитнес-приложения. Бесплатных (а тем более платных) приложений, которые посвящены непосредственно тренировкам дома, в зале или на улице с количеством скачиваний более 2,5 млн шт. в России просто не существует.

Стоит отметить еще один факт: наличие приложения на смартфоне не говорит о факте его использования – поэтому в ходе опросов, проведенных РБК Исследования рынков (5000 респондентов, репрезентативность по полу, возрасту и географии проживания), респондентам, имеющим фитнес-приложения (помимо шагомеров) задавался вопрос о частоте их использования. Лишь 42% респондентов, имеющих фитнес-приложения (кроме шагомера) на смартфоне использует его регулярно (чаще, чем 1 раз в неделю и использовали в последнюю неделю) – таким образом, число регулярно использующих фитнес-приложения в абсолютном выражении совсем ненамного превышает количество занимающихся в офлайн фитнес-клубах (4,5 млн чел. в онлайн фитнесе и около 4,3 млн чел в офлайн фитнес-клубах и студиях). Кроме того, существует значительное пересечение данных аудиторий – часть клиентов фитнес-клубов используют приложения для занятий в фитнес-клубах и единственная проблема, о которой стоит задумываться фитнес-клубу только одна – почему клиент моей сети не использует для этого собственное приложение сети.
Социальные сети растут и развиваются
Активный рост социальных сетей породил большое количество абсолютно новых видов активности и новых героев современного ЗОЖ-движения – ряд блогеров из Instagram и Youtube имеют многомиллионный охват и существенно влияют на онлайн-аудиторию фитнеса в России. Однако, по результатам социологических опросов, опросов фитнес-блогеров (опрошено 9 фитнес-блогеров имеющих собственные онлайн-продукты в сфере фитнес-услуг) оборот данного сегмента (без учета рекламы) пока несопоставимо мал по сравнению с фитнес-рынком и составляет около 500 млн руб. с учетом онлайн-марафонов и других видов активности. Никто из 9 опрошенных блогеров не выступал против офлайн-фитнеса, но подразумевал использование фитнес-клубов скорее как площадки, где клиент, купивший его программу, может самостоятельно или под присмотром тренера по скайпу, тренироваться. Большая часть респондентов, использующих такие услуги также продолжает заниматься в фитнес-клубах (87%) – угроз для классических фитнес-клубов среди данной аудитории пока не видно.
Рынок российского e-fitness растет
Рост денежной составляющей действительно есть, но его большая часть приходится на носимые устройства – фитнес-браслеты и умные часы, которые хоть и способствуют самостоятельным занятиям, но, на наш взгляд, никак не являются полноценной заменой фитнес-клубам, особенно с учетом климатических условий на большей части территории России. Структура рынка e-fitness в России по оценке РБК Исследования рынков на 2018 год – 16,6 млрд руб. пришлось на носимые устройства, а 1,4 млрд руб. – на онлайн-фитнес (платные приложения, онлайн-тренировки, покупки программ у блогеров и т.п.), в 2019 году доля носимых устройств в структуре рынка онлайн-фитнеса еще более увеличится – до 93-94%. Составляет ли угрозу фитнес-клубам бизнес с оборотом в несколько миллиардов рублей – пока нет, да и тренды на зарубежных рынках пока говорят о том, что приложения не станут «убийцами» клубов.

Рынок онлайн-фитнеса пока явно не угроза рынку офлайн фитнеса – скорее подспорье – поскольку вовлекает дополнительную аудиторию, а также источник для идей. Куда более существенного влияния на рынок можно ожидать от агрегаторов – каршеринг, агрегаторы такси и airbnb уже существенно изменили свои родные рынки – возможно, следующий фитнес?
#фитнесвместе
По вопросам: info@fitnessassociation.ru
Политика конфиденциальности

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях, чтобы быть в курсе новостей