ИНТЕРВЬЮ С МАКСИМОМ БОРОВИКОВЫМ
"Будущее у фитнес-индустрии однозначно светлое, и число клиентов будет расти"
Максим Боровиков
Руководитель аналитической группы РБК
Максим Боровиков рассказал Ассоциации операторов фитнес-индустрии, почему аналитический отдел РБК занялся плотным изучением фитнес-отрасли, а также отметил что рынок фитнес-услуг стал одним из фаворитов для РБК.
Мы поговорили о том, зачем участникам фитнес-индустрии следовало бы обратить внимание на исследования, что, по мнению, РБК ждет отрасль в будущем, какие направления будут развиваться, а также об исследовании, которое выйдет в 2019 году.
- Почему аналитический отдел РБК в какой-то момент обратил внимание на фитнес-индустрию?

- Выбор отраслей, в рамках которых мы проводим исследования, производится по методике, которую разработали аналитики РБК Исследования рынков. Методика базируется на сопоставлении плюсов и минусов, то есть возможностей и рисков подготовки исследований для конкретных рынков. В рамках блока «возможности» мы анализировали динамику количества действующих игроков, и здесь фитнес превосходит многие отрасли, рынок слабо консолидирован, игроков много и их количество увеличивается высокими темпами. Также анализировали ценность исследований для клиентов, для этого мы предварительно опросили руководителей нескольких клубов и директоров по маркетингу, скорость изменений на рынке и другие показатели. В рамках блока «риски» мы оцениваем наличие и серьезность конкурентов - исследовательских компаний, которые также работают с рынком, сложность подготовки исследований и другие специфические факторы.

Рынок фитнес-услуг стал одним из наших фаворитов и мы, безусловно, очень рады, что занялись подготовкой аналитики для индустрии. Фитнес-услуги очень динамичная отрасль, в которой много качественных изменений каждый год. А с учетом растущей открытости игроков и желания принимать участие в исследовании качество аналитики будет однозначно расти в будущем. Фитнес-индустрию действительно интересно изучать J

- Насколько важным вам кажется детальное исследование отрасли?

- Проводить исследования важно на всех этапах - от создания фитнес-клуба до его полноценного функционирования. Я думаю, что мы постепенно придем к пониманию, что без исследований рынка развитие происходит вслепую, так можно совершить слишком много ошибок. Не зря одна из наших коронных фраз - «летайте по приборам», ассоциация с авиационной отраслью здесь очень уместна.

Пока для рынка фитнес-услуг отсутствует достоверная статистическая информация государственных органов, поэтому исследования, которые готовят различные сторонние независимые агентства очень важны как для игроков, так и для сторонних компаний – арендодателей, инвесторов, кредиторов и т.п.

- По вашему мнению, как ваши исследования помогают индустрии?

- Мы стараемся сделать исследования такими, чтобы они были полезны всем: федеральным, региональным сетям, локальным клубам и студиям. Для различных игроков исследования несут разную ценность, можно понять и оценить свою долю на рынке, прочитать об основных тенденциях рынка, сравнить себя с конкурентами, в том числе по показателям эффективности работы. Для всех игроков особую ценность имеют данные потребительских опросов и динамика рынка в целом. Для игроков, планирующих развитие в том или ином городе, важна региональная составляющая, а также локальная конкуренция, для этого мы делаем тепловые карты.

"Доля крупнейших игроков вырастет в 2 раза, т.е. достигнет 45%"
- Вы много выступаете, что вы берете от того, что получаете на конференциях? И как интегрируете это в свои исследования?

- Обратная связь от представителей индустрии – важнейшее, что мы получаем на конференциях. И, надо отметить, с каждым годом становится все больше конструктивной критики, рекомендаций и советов – надо сказать огромное спасибо коллегам за это. Благодаря взаимодействию с коллегами, их советам мы стремимся улучшать исследования каждый год и на каждой конференции рассказывать что-то новое.

Также мы стараемся посещать все значимые конференции и мероприятия с точки зрения поиска новой информации и решений, реализуемых игроками рынка. К сожалению, пока у фитнес-индустрии нет мощных новостных ресурсов и информацию иногда приходится собирать по крупицам. А на конференциях игроки делятся цифрами, знаниями и опытом – мы стараемся переносить самые значимые достижения и истории в исследования.

- Какие вы видите тенденции у рынка на ближайшие 5-7 лет? Можете ли поделиться ими с нашими читателями?

- Можно выделить несколько основных тенденций развития российского рынка фитнес-услуг: Первое – рынок продолжит консолидироваться, у крупнейших сетей грандиозные планы и если они будут реализованы даже наполовину, то доля крупнейших игроков вырастет в 2 раза, т.е. достигнет 45%. Второе – новые технологии на рынке будут появляться еще быстрее и использоваться повсеместно. Лидеры рынка уже умело используют устройства клиента - браслеты, телефоны и проч. для повышения вовлеченности, геймификации и персонализации пребывания клиента в клубе. Дело за малым – масштабировать эти решения на всю отрасль. И, наконец, третий пункт – мы ожидаем увеличения количества качественных студий в крупных городах, этому способствует малое количество помещений для классического фитнес-клуба, а также рост количества квалифицированных кадров, часть из которых готовы открыть свое дело, ожидаем роста небольших клубов с моно-направлениями в тренировках.
"Я мало верю в серьезную помощь государства, и считаю, что индустрии надо рассчитывать только на свои силы"
- Как вам кажется будет развиваться индустрия? Какие направления будут наиболее перспективны?

- В случае улучшения макроэкономической ситуации мы ожидаем возвращения темпов прироста индустрии фитнес-услуг к двузначным значениям. В докризисные годы рынок рос по 20-25% год, я считаю, что степень вовлеченности населения и уровень конкуренции позволяют расти такими темпами около еще 10 лет при благоприятных условиях. Но, к сожалению, макроэкономические прогнозы пока не столь позитивны – при текущем уровне экономического развития мы вполне можем рассчитывать на 8-10% прироста рынка каждый год (это все равно лучше, чем большинство потребительских отраслей в РФ).

Рост конкуренции, хоть она пока и минимальна, заставляет игроков на рынке быть более гибкими – мы ждем, что эта тенденция продолжится и будет проявляться в большем количестве фитнес-клубов в новых локациях - торговых и бизнес-центрах, появлении экспериментальных фитнес-клубов очень большой и очень малой площади, кооперации фитнес-индустрии с другими отраслями, например, игровой и киноиндустрией – и здесь VR и AR обязательно сыграют свою роль, гибкости с абонементами и ценообразованием и т.п.

Относительно направлений – в большинстве городов России по-прежнему полноценно не развит ни лоукост, ни премиум-сегменты. И если спрос в регионах на услуги премиальных клубов в кризис не вырос, то качественные лоукост-клубы могут развиваться очень быстро даже при текущей экономической обстановке.

- Какая динамика будет по вовлечению людей в фитнес?

- Будущее у фитнес-индустрии однозначно светлое, и число клиентов будет расти. Если операторы в рамках Ассоциации сумеют встроиться в процесс исполнения указов руководства страны по вовлечению населения в спорт и будут поддержаны государством льготами, кредитами, указами и законами, то можно ожидать и взрывного роста. Но я мало верю в серьезную помощь государства, и считаю, что индустрии надо рассчитывать только на свои силы. При таком раскладе мы вполне можем достичь уровня вовлеченности в 4,2-4,5% к 2025 году.

Многое будет зависеть от экономической ситуации и реальных доходов населения – если низкие темпы роста реальных доходов и ВВП сохранятся, то значимого прироста удастся добиться только в крупных городах, где даже в кризис сохраняются вакантные рабочие места и существенная часть населения даже наращивает реальные доходы.
"С появлением Ассоциации мы совершили прорыв"
- Как вы взаимодействуете с Ассоциацией операторов фитнес-индустрии и фитнес-сообществом в целом?

- Мы всегда стремимся к более тесному сотрудничеству с игроками рынка, фитнес – один из наших самых успешных кейсов, во многом благодаря Ассоциации операторов фитнес-индустрии. Взаимодействие с игроками происходит по 3 направлениям – сбор информации, коммерческое взаимодействие в случае приобретения исследования и получение обратной связи. В ходе подготовки исследования мы по телефону, через Facebook, Вконтакте, по почте или другими способами пытаемся опросить более 4000 фитнес-объектов. Для большинства игроков опрос анонимный и мы лишь уточняем сам факт работы, площадь объекта и наличие тех или иных услуг. С крупными игроками мы взаимодействуем плотнее – рассылаем детальные анкеты, результаты которых анализируются в агрегированном виде, берем интервью у руководителей и привлекаем их к формированию содержания исследования.

С появлением Ассоциации мы совершили прорыв – благодаря президенту Ассоциации Ольге Киселевой мы сумели собрать управляющих крупнейших фитнес-сетей в одном месте и обсудить с ними вопросы подготовки исследования. В итоге, Ассоциация и РБК Исследования рынков договорились о методике сбора информации, классификации фитнес-объектов, составили дополнительные вопросы для анкеты потребителей и проработали все моменты, требующие уточнения. Исследование, которое мы выпустим в 2019 году будет выполнено по усовершенствованной методике и, будем верить, поспособствует дальнейшему развитию индустрии.
#фитнесвместе
По вопросам: info@fitnessassociation.ru
Политика конфиденциальности

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях, чтобы быть в курсе новостей