ИНТЕРВЬЮ С константином черницовым
"Мы должны объединяться, чтобы нас перестали воспринимать как врагов"
Константин Черницов
Управляющий партнер "Системы профессионалов фитнеса", официальный партнер Ассоциации операторов фитнес индустрии на территории Саратовской области
Последние 14 лет Константин Черницов посвятил фитнес-индустрии, и прошел путь от работы в одном небольшом клубе до управления сетью, куда входят клубы "Физкульт", World Class и премиальный Forte Club.

В 2018 году "Система профессионалов фитнеса", управляющим партнером которой является Константин стала региональным представителем Ассоциации операторов фитнес-индустрии в Саратовской области. Мы поговорили о его личном пути в отрасли, проблемах и особенностях саратовского фитнес-рынка, причинах вступления в АОФИ, а также о планах на открытие бесплатного образовательного центра для тренеров.


- Константин, добрый день! Расскажите вашу историю попадания в фитнес-индустрию: как так получилось, что вы стали управлять большой сетью клубов на территории области? И почему фитнес?

- Я никогда не думал, что попаду в фитнес-индустрию. Вся моя жизнь была связана с другим бизнесом, никак не относящимся к спорту, хотя сам я 12 лет профессионально им занимался. Но по стечению обстоятельств попал в фитнес. Это был 2005 год. Конечно, тогда я не шел управлять сетью фитнес-клубов, это был один «сухой» клуб, в котором было 630 клиентов. Когда меня принимали на работу, меня спросили: «А что вы хотите сделать?». Я сказал, что могу сделать этот клуб лучшим, а на вопрос «Как же его сделать лучшим, если он и так лучший», я сказал, что могу сделать не один. И получилось, что сделали четыре. Если бы не определенные обстоятельства, которые складываются в экономике, я думаю, мы сделали бы еще больше.

- А на какую должность вы пришли в ваш первый клуб?

- Я пришел на скромную должность управляющего клубом с очень скромной зарплатой, надо мной были директора, собственники. Но у меня был уже большой опыт управления, наверное, поэтому меня и пригласили. И первые полгода-год мои амбиции дальше простого управляющего маленьким клубом не распространялись.
"Мы вынуждены были в одиночку рассказывать о пользе фитнеса"
- Теперь, спустя достаточное количество лет и опыта работы в фитнес-индустрии, какие основные проблемы вы видите в отрасли в Саратове? Может быть, назовете три основные?

- Одна из основных проблем, с которой мы столкнулись и продолжаем сталкиваться и сегодня, – мы вынуждены были в одиночку рассказывать о пользе фитнеса. Фактически, мы несли роль создателей индустрии в своем городе. Сейчас эта проблема до конца не решена, потому что, несмотря на то, что клубы растут, этот рост никак не провоцирует рост вовлеченности в фитнес, потому что, на мой взгляд, другие клубы озадачены зарабатыванием денег здесь и сейчас.

Еще одна проблема – это экономика. Я уже много раз говорил, что Саратов последние десять или даже двадцать лет находится в тяжелейшей ситуации, потому что он создавался, рос и жил последние 50-60 лет как город с определенной направленностью и определенным менталитетом. И мы, наверное, пострадали в чем-то больше, чем другие города. У нас не осталось ничего, к чему мы привыкли, и люди были вынуждены перестраиваться. У нас отсутствует вообще какое-либо развитие экономики, и в последний год обострилась ситуация, когда люди стараются уехать из города. И третья причина, наверное, связана с тем, что мы тоже отстаем в поддержке нас внешней средой.

- И какие вы видите пути решения этих проблем?

- Путей решения не так много. Мы должны сплотить всех адекватных людей в городе вокруг себя для того, чтобы облегчить свою участь. Я имею в виду бизнес. И все-таки надеяться на то, что экономическая ситуация нашем городе улучшится с изменением отношения к нашей области.

- В отличие от других клубов вашего региона, вы не озадачены зарабатыванием денег здесь и сейчас?

- Мы как любой бизнес всегда ставили перед собой задачу зарабатывания денег, но мы понимаем, что зарабатывать «здесь и сейчас», не задумываясь о будущем, это значит ломать собственные перспективы.
"Все, что должна делать индустрия – пытаться вовлечь новых клиентов"
- Расскажите немного о своих планах, с учетом особенностей города.

- Планов у нас много. Мы понимаем, что можно сделать еще в этом городе. К большому сожалению, сейчас не та ситуация, чтобы предпринимать активные попытки роста, потому что 2018 год показал, что даже удержание той доходности, которая есть, сейчас является серьезной проблемой, требует мобилизации всех усилий. Но если ситуация в экономике поменяется, мы готовы перейти к старому формату развития – раз в четыре года мы увеличивались в двое. У нас была такая бизнес-модель, и нам это удавалось путем либо открытия, либо переформатирования своих клубов.

- Какая основная цель в фитнес-индустрии на ваш взгляд? Что вам кажется самым важным и почему? А какие задачи должна решать отрасль на ваш взгляд?

- Задача простая – все, что должна делать индустрия – пытаться вовлечь новых клиентов. Если мы будем перераспределять старых, это отрицательно повлияет на всех. Все усилия должны быть направлены на то, чтобы при своих пресловутых 2-3% людей мы достигли уровня хотя бы 10%. Не строить грандиозные планы, не ходить в розовых очках, не думать, что когда-то мы дорастем до 20-25% - при нашем менталитете и при нашей экономике этого не будет никогда, но поставить цель, чтобы достичь хотя бы 10% проникновения мы должны.

И главное, - это у нас заложено в миссии компании, - мы всегда зарабатывали не ради зарабатывания, мы зарабатывали деньги в том числе, чтобы развиваться и вкладывать в своих клиентов.
"Объединение покажет, что мы не пылесос, который гоняет бедных клиентов по кругу и пытается втюхать, что им не нужно"
- А почему возникла необходимость и желание сотрудничать с отраслевой ассоциацией и какие плюсы вы видите в этом сотрудничестве?

- Участие в отраслевой ассоциации как раз и связано с тем, что это укладывается в наше понимание, что мы должны тем или иным образом объединяться, и нас перестанут воспринимать как врагов. На мой взгляд, это единственная возможность растить целевую аудиторию, растить наших клиентов, именно когда мы будем в объединении всем транслировать одни и те же ценности, одни и те же стандарты, говорить, что правильно и неправильно в этом бизнесе - не для потенциальных инвесторов, а для клиентов – говорить о том, что мы все думаем, но боимся сказать.

А преимущества заключаются в экономических приобретениях от этого – если Ассоциация сможет нас подружить, и мы поможем Ассоциации здесь, на местном уровне, то, во-первых, с экономической точки зрения нам будет выгодно и интересно, а во-вторых, все-таки отраслевая ассоциация – это некое объединение, которое позволяет разговаривать с государством не с точки зрения частного бизнеса, который пытается зарабатывать деньги, а от лица сообщества, которое несет в себе определенную миссию. А миссия эта, на мой взгляд, очень важная – здоровье, хорошее самочувствие, хорошее настроение. Это не спорт. И нам, как членам Ассоциации, да и вообще существование Ассоциации помогает разговаривать с государством от имени тех людей, которые заинтересованы в этом государстве, а не как частный бизнес, чьи интересы воспринимаются только как интересы частного бизнеса.

- Т.е. вы уверены, что объединение также поможет решить одну из основных проблем отрасли - привлечь новых клиентов и растить рынок?

- Несомненно, объединение поможет привлечь. Объединение покажет, что мы не пылесос, который гоняет бедных клиентов по кругу и пытается им втюхать, что им не нужно. Объединение поможет говорить от имени отрасли, объяснять, что такое наш бизнес, для чего этот бизнес предназначен, а, самое главное, избегать репутационных рисков от того, что кто-то не понимает, как вести бизнес, и ведет себя неправильно по отношению не столько по отношениюк своим коллегам по отрасли, сколько по отношению к тем клиентам, с которых они любой ценой стараются содрать деньги. При чем, зачастую отбивая у людей желание вообще заниматься фитнесом.
"От того, что творится в большинстве клубов с точки зрения безопасности клиентов и качества услуги, которая там преподносится, мы приходим в ужас"
- Насколько я знаю, вы собираетесь делать обучающие программы – обучать отрасль, расскажите об этом поподробнее, пожалуйста, что это будет и как? Чему вы будете обучать и кого?

- Мысль обучать и участвовать в этом процессе у нас появилась не случайно, может быть, тут сошлось и наше понимание и внешние факторы – мы понимаем, что сейчас вся индустрия России и в частности индустрия города Саратова испытывает огромный кадровый голод. При чем этот кадровый голод приводит к тому, что на работу в фитнес-клубы приходят люди, которые зачастую не понимают, чем им предстоит заниматься. Они начитались блогеров в интернете, когда-то в детстве занимались подъемом гири, поэтому решили: «если у меня есть мышцы, почему бы мне не пойти в фитнес-клуб».

От того, что творится в большинстве клубов с точки зрения безопасности клиентов и качества услуги, которая там преподносится, мы приходим в ужас, и, т.к. мы эту индустрию в Саратове создавали, мы понимаем, что репутационные риски всего этого безобразия ложатся на нас. Поэтому в 2019 году мы хотим сделать обучающую школу. При чем хотим отличаться ото всех различных курсов, которые выдают огромное количество сертификатов, через которые проходят обучение большое количество людей. Изначально-то они хотят попасть в фитнес. Другое дело – чему и как их учат. И у нас складывается впечатление, что это просто «отмывалка» денег – собирают деньги, выдают какие-то бумажки и самое главное дают людям уверенность, что теперь они фитнес-профессионалы.

- Чем будете отличаться вы?

- Основным нашим отличием будет являться то, что мы не будем брать за это деньги. Мы хотим предложить городу, молодежи, при чем, очень сложной молодежи – тем самым миллениалам, которые вообще по-другому смотрят на жизнь, возможность бесплатно учиться, если им пришла в голову эта мысль – посвятить себя фитнесу. На самом деле мы уже достаточно большие для того, чтобы потреблять очень много хороших сотрудников. И мы надеемся на то, что это станет и базой для нас, и мы сможем там черпать себе кадры. И, самое главное, что даже кто-то не останется работать у нас по каким-либо причинам – потому что у нас сложно работать или жесткие требования – по крайней мере, мы будем знать, что в город выдаем очень хороший продукт, который будет качественно обслуживать всех клиентов и, как минимум, не навредит им.

Конечно же, я говорю о фитнесе, все-таки наш продукт рискован тем, что к нам люди приходят не всегда для того, чтобы получить результат, но, по крайней мере, чтобы заниматься физической активностью безопасно. Так вот мы будем готовить базовых специалистов для групповых программ и зала, которых можно будет допускать к людям.

- И когда вы планируете запускать это направление?

- Мы сейчас допиливаем программу обучения. Наверное, будем готовы запустить ее в феврале. И маленькой конфеткой будет то, что, если человек захочет, после обучения мы будем готовы предоставить ему работу.

- В Саратове такого обучения еще нет?

- В Саратове есть как минимум три организации, которые зарабатывают деньги на базовом обучении фитнес-инструкторов. Насколько я знаю, программа обучения фитнес-инструктора, которому выдается сертификат, говорящий о его квалификации. И это базовое обучение занимает, наверное, недели две. Не хочу комментировать, насколько это плохо или хорошо, я думаю, всем понятно, что две недели – это не тот срок, за который можно объяснить молодому человеку как не навредить клиенту, который пришел заниматься физической активностью.
"Им не понравится, что мы готовы делать это бесплатно"
- Планируете ли вы масштабировать ваши программы на другие регионы? Или пока что нацелены только на улучшение рынка в Саратове?

- Мы, конечно, своего рода меценаты и первопроходцы города, но пока у нас нет возможности для экспансии. Пока мы хотим протестировать решение проблемы, которая стоит перед саратовским рынком, и если этот проект будет успешным, мы будем готовы о нем рассказать. Но сразу могу сказать, что, наверное, большинство наших коллег в индустрии, не только в саратовской, но и в России в целом, не сразу нас поймут. Им не понравится, что мы готовы делать это бесплатно, потому что для большинства обучающих центров и людей, которые этим занимаются, это не просветительская функция, а дополнительный источник зарабатывания денег.

- Вы готовы к негативным реакциям других обучающих центров? Думаете вообще об этом?

- Если честно, я могу сказать откровенно, нам абсолютно фиолетово. Кто умный, тот поймет, а для кого обучающий центр - просто желание срубить бабло - это говорит об их уровне. Мы всегда готовы разговаривать с людьми, которые не разделяют наши ценности, на понятном для них языке.

- Хорошо, спасибо, Константин, и последний вопрос: что бы вы пожелали фитнес-индустрии на следующий год?

- Держаться, не паниковать и надеяться на лучшее.

#фитнесвместе
По вопросам: info@fitnessassociation.ru
Политика конфиденциальности

Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях, чтобы быть в курсе новостей